Очистные сооружения для автодорог

Содержание
1. Сточные воды автомобильных дорог 2. Локальные очистные сооружения 3. Проекты очистных систем 4. Водоотвод с автомобильных дорог 5. Гидроботанические площадки (ГБП)
Содержание
1. Сточные воды автомобильных дорог 2. Локальные очистные сооружения 3. Проекты очистных систем 4. Водоотвод с автомобильных дорог 5. Гидроботанические площадки (ГБП)

Проекты очистных систем

Разработка и реализация проектов очистных сооружений стока с автодорог затруднена тем, что на территории России не проводились подробные исследования сточных вод с автодорог и не было проведено всесторонней оценки работоспособности систем очистки стоков.

Все существующие проекты выполнены на основе обобщенного опыта прошлых лет и опытных разработок Союздорпроекта и ГП «Росдорнии». Для нормирования загрязненности стока с автодорог необходимы более полные и подробные данные, чем данные результатов химсостава поверхностного стока автомобильных дорог Московской области, выполненных ГП «Росдорнии».

Проекты очистных сооружений до настоящего времени разрабатываются по устаревшей методике 1989 года, предназначенной для расчета городских водоотводных и очистных систем и имеющей существенные недостатки. При этом типовые очистные сооружения, применяемые для городских условий, мало подходят для стоков с автодорог, имеющих другой химический состав.

При проектировании автодорог на территории РФ следует применять перечень документов, приведенный в «Рекомендациях по учету требований по охране окружающей среды при проектировании автомобильных дорог и мостовых переходов» ФДД Министерства транспорта Российской Федерации».

К документам рекомендательного характера относят «Методические рекомендации по обеспечению природоохранных требований при проектировании автомобильных дорог в центральной полосе европейской части России»; «Рекомендации по прогнозированию трансформации загрязнений в малых реках и русловых водохранилищах на них»; «Методические указания по учету требований охраны окружающей среды при проектировании работ по строительству мостов».

Для решения всех существующих проблем в этой сфере в первую очередь необходимо упорядочить документацию и создать единые методические рекомендации, регламентирующие проектирование систем дорожно-мостового отвода стоков с их последующей очисткой.

Примеры реализованных проектов ЛОС

  1. Проект ВНИИВОДГЕО, предусматривающий очистку сточных вод с территории БАМа перед сбросом в оз. Байкал. Первоначально запроектированная система очистки не обеспечивала нужных показателей воды на выходе, поэтому была разработана система очистки методом биосорбции. Обновленные очистные сооружения позволили полностью обеспечить биологическую очистку и глубокую доочистку сточных вод от ПАВ и нефтепродуктов, а от других компонентов - до концентраций ниже нормируемых величин.
  2. Система отвода сточных вод от моста через р. Волгу в г. Волгограде (проект «Гипротрансмост» 1992 года). Ливневый сток с дорожного полотна собирался водосборными лотками и самотечными коллекторами. Конструкция очистных сооружений включала в себя решетку для задержания мусора; пятиступенчатые напорные фильтры с керамзитными и угольными наполнителями; резервуары повторного использования; гидроциклоны; бункера для осадка; узел для разведения извести; транспортное и насосное оборудование.
  3. Проект сбора и обработки сточных вод на мостовом переходе МКАД через р. Москву у с. Спас, выполненный в 1995 г. МосводоканалНИИпроектом. Ливневые стоки с поверхности дороги и мостового перехода через колодец с решеткой поступали в емкость для статического отстаивания. После двухчасовой выдержки средний слой воды забирался насосом и поступал на многоступенчатое фильтрование. Осветленная вода поступала в резервуар очищенных стоков и затем выпускалась в реку Москву. Осадок после отстаивания поступал на очистку в песколовки, а затем – в нефтеуловитель. Обезвоженный осадок вывозился на полигон отходов, собранные нефтепродукты утилизировались.

Проекты c природными сорбентами

  1. Проект 1998 г. (разработчик – Союздорпроект), согласно которому на левой стороне движения МКАД под существующим мостом через Химкинское водохранилище были расположены очистные сооружения. Проект предусматривал устройство защитных ограждающих сооружений для опор моста, насыпи и прилегающей территории. Очистные сооружения были выполнены в виде замкнутой акватории, в качестве ограждающих стенок применялись конструкции из габионов и каменная отсыпка. Растения-макрофиты, посаженные на каменных сооружениях, играли роль естественных фильтров, улавливающих нефтепродукты.
  2. В 1998 г. ЗАО ТПО «Ландшафтная архитектура» совместно с Союздорпроектом на опытном очистном сооружении, расположенном на 91 км МКАД при пересечении с р. Яузой был реализован опытный проект по использованию природных сорбентов в фильтрационном бассейне. В качестве сорбентов были использованы природные материалы – цеолит и шунгит, моделирующие естественные процессы очистки воды в природе. Сооружение подтвердило свою эффективность относительно очистки воды от нефтепродуктов, взвешенных веществ и тяжелых металлов.

Очистные сооружения в виде фильтрационных бассейнов с природными сорбентами были реализованы и в других аналогичных проектах:

  • на автомобильной дороге Москва - Казань (мостовой переход через р. Клязьму);
  • на автомобильной дороге Москва-Минск (мостовой переход через р. Днепр);
  • на автомобильной дороге Новороссийск - Тбилиси - Баку на участке обхода г. Сочи (мост-эстакада через р. Бзугу);
  • на автомобильной дороге Москва - Белгород на участке Серпухов - Тула (мостовой переход через р. Упу;
  • путепровод на автомобильной дороге Москва - Белгород – Симферополь.

Прошедшая систему очистных сооружений сточная вода выпускается в природные водоемы через береговые пуски. Выпуски в данном случае рассматриваются как пассивные гидротехнические сооружения.

Система может считаться безопасной для окружающей среды, если проводится своевременный сбор и отведение загрязненных стоков с поверхности автодороги на очистные сооружения; откосы и склоны дороги защищены от эрозии; водоемы и подземные воды защищены от загрязнения неочищенными поверхностными стоками.